Пять вопросов, на которые нужно ответить бизнесу, чтобы сэкономить на логистике, оценить риски и продумать план на случай кризиса.
1. Какие у вашего бизнеса сценарии логистики?
Когда нужна быстрая доставка, например если у вас магазин фермерских продуктов или цветочный, выбирайте экспресс, чтобы заказы были у покупателей уже через час.
Если скорость доставки не так важна, как в случае с товарами для дома, одеждой или бытовой техникой, подойдёт доставка на следующий день.
Если нужно перевезти сразу много всего — оформляйте грузовую доставку. А если у вас регулярные плановые поставки, например стройматериалов, выгоднее выбрать доставку по графику.
2. Как выбрать подходящий способ доставки: своих курьеров, аутсорс или гибридный формат?
Со своей доставкой можно полностью контролировать процессы и не переживать, что подрядчик подведёт. Но, во-первых, это дорого: кроме зарплат курьеров есть расходы на наём, а в логистике одна из самых высоких текучек на рынке труда. Во-вторых, собственная доставка может не справиться, если в сезон заказов больше обычного.
Плюс аутсорса — нет операционных расходов: на наём, зарплаты и содержание машин. Но здесь бизнес сильно зависит от подрядчика, поэтому важно выбрать надёжного партнёра.
В реальности многие компании приходят к гибридному формату: когда есть и свои курьеры, и партнёры, к которым можно обратиться, например если часть своих автомобилей вышла из строя.
3. Какой план Б, если что-то пойдёт не так?
Например, если заболеет штатный водитель или выйдет из строя машина. Или если у бизнеса в собственном автопарке два автомобиля, а для своевременной доставки заказов нужно три.
Здесь нужно либо самостоятельно продумать план по контролю рисков и запланировать ресурсы для нештатных ситуаций, либо заранее оформить договор с логистической компанией. Например, Яндекс Доставка сможет подхватить горящий заказ и быстро найдёт курьера, чтобы все заказы приехали вовремя к своим получателям.
4. Как будете оптимизировать процессы доставки?
Качество доставки влияет на клиентский опыт, поэтому важно соответствовать ожиданиям покупателей. Например, строить маршруты так, чтобы привозить заказы вовремя. Или рассчитывать, какой способ доставки оптимальнее: когда каждый курьер едет по одному адресу за раз или один человек постепенно развозит заказы в течение дня.
Если бизнес берёт эти задачи на себя, нужно заранее заложить финансовые и кадровые ресурсы на организацию логистики. Либо поручить их партнёру: Яндекс Доставка помогает бизнесу строить свою логистику и подбирает решения с учётом специфики и текущих задач.
5. А что насчёт оптимизации затрат?
На оптимизацию затрат влияет три фактора:
-
Рационально ли строятся маршруты
-
Правильно ли подобран транспорт
-
Не простаивают ли курьеры
Универсального решения нет. Нужно постоянно работать над каждой метрикой: совершенствовать маршруты, планировать занятость курьеров и проверять, какой вид транспорта подходит к конкретному заказу. Если на это нет ресурса — аутсорс может снять с бизнеса часть операционки.
Например, алгоритмы сервиса Яндекс Доставка сами выбирают для курьеров оптимальный путь и подбирают новые заказы по пути, если предыдущие уже доставлены.